Старенькая Нива или крутой внедорожник

Старенькая Нива или крутой внедорожник – что выносливее и более приспособлено для российских дорог?

Мало кого оставит равнодушным офф-роуд, особенно когда соревнуются в проходимости отечественные, близкие сердцу, и иностранные автомобили. На одном из таких состязаний главными героями стали Нива и Suzuki Grand Vitara. Несмотря на то, что «болеешь душой» за родной автопром, каким бы странным он ни казался, все же стараешься быть объективным в суждении о качественных характеристиках и способностях автомобилей преодолевать те или иные препятствия. С какими испытаниями встретились внедорожники? Что удалось пройти и с какими результатами?

 

Этапы трассы

Скоростных отрезков пути практически не было, поскольку это не главное предназначение джипов. Технике пришлось преодолевать участки с тягучей грязью, глубокими песками, переправляться на другой берег через небольшую речушку, подниматься и спускаться по крутым ухабистым оврагам.

 

Некоторые отрезки трассы организаторам соревнований пришлось создавать искусственно. Как участники преодолевали бездорожье?

События разворачивались для некоторых непредсказуемо. Машины по очереди ныряли, либо плавно погружались в грязь, зарывались в песок, повисали «на брюхе» во время передвижения по колее. Глохли, нахлебавшись воды или грязной жижи. Но всячески старались преодолеть препятствия. Как вела себя техника, и с какими результатами?

 

 

Особенности поведения Grand Vitara в условиях бездорожья

Передний свес бампера и недостаточный ход подвески создавали серьезные трудности для свободного хода машине во время движения по грязи, песку, а также при подъеме на горку. Конструкция кузова Сузуки Гранд Витара не приспособлен для серьезного бездорожья, где возможна ситуация диагонального вывешивания – когда только по одному колесу остаются стоящими на дороге, а два других висят в воздухе. Кроме того, в ходе соревнований ощущалась слабая жесткость кузова.  

 

Там, где условия трассы позволяли на скорости форсировать препятствия, Витара успешно их проходила. Но участки, где маневренность зависела не только от опыта водителя, но и от конструкции, модернизации авто, Лада вырывалась вперед. Что и случилось на самом сложном заключительном этапе состязаний.

 

На кроссовере Suzuki Grand Vitara можно выезжать за город и преодолевать небольшие колеи, участки грязи. Но в основном – это городской автомобиль, пока не предназначенный для сложного офф-роуда.

 

В чем заключается отличительная особенность Нивы, позволяющая оставлять далеко позади себя брендовых конкурентов?

Российский Волжский автозавод около 40 лет назад начал серийный выпуск Нивы или модели ВАЗ 2121. Задача конструкторов состояла в том, чтобы сделать компактную модель для городского передвижения. Кстати, большую часть салона взяли с «шестой» модели Жигулей. Легкость и компактность кузова добавили преимуществ во время движения по бездорожью. Никто и не думал, что с конвейера отечественного автопрома выйдет достойный внимания джип. Но сможет ли он с 40-летней историей со дня образования составить серьезную конкуренцию современными иностранными внедорожниками, например, Сузуки GRAND VITARA? В то время такого поворота событий никто не ожидал.

В 2005-2006 годах конструкторы провели модернизацию. Ее цель – усовершенствование систем, характеристик, которые определяют функциональное назначение автомобиля:

  • проходимость;
  • надежность,
  • безотказность и
  • простота в обслуживании.

Рестайлинг салона не предусматривался, поскольку содержание и объем модернизации определили не маркетологи, а испытатели – кто непосредственно знал все недостатки конструкции, агрегатов, а также способы их устранения. Это оценили не только рыбаки и охотники, но и любители офф-роуда и джипинга. Здесь и кроется основная причина неослабевающей популярности российского джипа, несмотря на его отсталую по современным меркам внешность.

Как показала практика, скорость машины не зависит от типа и состояния дороги. Нет необходимости тормозить перед колдобинами и ухабами. Увеличилась курсовая устойчивость. И напротив, стали меньше чувствоваться колеи, ямы. Изменения по улучшению систем позволяют Ниве легко преодолевать трудности на дорогах, с которыми Витара не справилась совсем. А именно, заглохла во время переправы через речку – пришлось вытягивать тросом, не смогла подняться на крутой холм.

 

Лужи, грязь, глубиной до 30-40 см ВАЗ преодолел на ходу. Более мелкие препятствия техника прошла со скоростью 60-80 км/ч, не испытывая при этом раскачки, клевков передним бампером. На ухабах во время крутых подъемов, а также при переключении скорости на входе в поворот – машина вела себя, как полноценный полноприводный кроссовер. После проведения модернизации амортизаторов и рычагов передней подвески Нива стала полностью контролируемым авто. Достаточная жесткость кузова, увеличенный ресурс работы КПП позволяют передвигаться автотранспорту по дорогам в любом состоянии, включая каменистую и небольшие горные хребты.

 

Заключение

Совместить охоту, рыбалку и насладиться преодолением полнейшего бездорожья, можно всего за 400 тысяч рублей, а если купить Ниву на вторичном рынке, то в разы меньше – 60-80 тыс. руб. Стоимость же новой Grand Vitara составляет свыше миллиона рублей, на которой без трактора далеко не заедешь.

 

Возможно, для кого-то важно участие, а не результат. Но существуют доказательства, проверенные практикой, что Нива – остается одной из приоритетных машин не только отечественного автопрома. При том, что первоначально ВАЗ 2121 не производил впечатления серьезного внедорожника.

 

Более сорока лет производства автомобиля Нива – это, конечно, срок. Но при состоянии российских дорог она еще долго будет пользоваться спросом, как на первичном, так и на вторичном рынке. А это позволит конструкторам применить свои способности, таланты для дальнейшего усовершенствования техники еще не один десяток лет.